Мир сочинений – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно сочинения про любые темы. например: Сочинения. Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского - сочинение скачать бесплатно, готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе, полное собрание сочинений, а также рефераты по литературе и сочинения за 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс бесплатно.

загрузка...

Мир сочинений » Достоевский Ф.М. » Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского

Приветствуем Вас на этом сайте «Мир сочинений».
Сайт «Мир сочинений» – это сайт, где можно найти и скачать бесплатно готовые сочинения по русскому языку и по русской литературе.
Если у Вас есть своё сочинение, и Вы хотите поделиться своим сочинением с другими посетителями, то присылайте своё сочинение нам, и в скором времени мы опубликуем Ваше сочинение на нашем сайте.
Послать своё сочинение сейчас
 
Тема сочинения

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского

Достоевский Ф.М.
---

Источник сочинения: Сочинение Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского

Сочинение "Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского"



Интересная статья? Поделитесь ей с другими:


"Человек есть тайна", - писал Ф. М. Достоевский, и как раз эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе "Преступление и наказание".

Рассуждая на заданную тему, хотелось бы высказать о той связи, которая существовала между автором и его будущим героем ещё до создания романа. Дело в том, что Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно переплетена с творчеством. Вот почему ему удавалось так сильно проникать в загадку человека. Разгадывая ее, писатель раскрывает тайну собственной личности, и, наоборот, свою судьбу проецирует он на судьбы своих героев.
Достоевского не поняли при жизни, мучившие его проблемы и вопросы оказались недоступны современникам, и глобальные пророчества казались плодом болезненного воображения. И в этом смысле Достоевский, реально, прожил как непонятый и одинокий человек. Он мог бы повторить вдогонку за Раскольниковым, что "истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть".

Находясь на каторге, становясь все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, "петрашевцем"), "лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...", изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Эта задумка вытекала из духовного опыта каторги, где Достоевский впервой столкнулся с "сильными личностями", стоящими за пределами морального закона.

"Я никогда не мог понять мысли, что одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться в тени, во мраке... Верую..., что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашей РФ, ещё скорее, может быть, чем где бы то ни было... Я не знаю, как все это будет, но это сбудется". Эти строки, вышедшие из-под пера самого Достоевского, отражают основную идею романа, определяют отношения автора и героя. Достоевский посредством созданных им образов, сюжетных линий, действий, пейзажей постепенно ниспровергает, показывает несостоятельность и чудовищность теории главного героя, теории, порождаемой различными социальными факторами, теории, отвергающей равноценность людей и делящей общество на "избранных", "власть имеющих" и "тварей дрожащих".

Об этом говорит, прежде всего, композиционная структура произведения. На преступление, выполненное с ещё не до конца ясной читателю поставленной задачей, отводится одна часть романа, тогда как на наказание — пять. Причем, рассматривая первую часть, можно подметить, как длительно автор подводит своего героя к решительному шагу. Было однажды своеобразное предупреждение — после сна с замученной лошадью: "Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на ослепительный закат яркого красного солнца. Несмотря на слабость свою, он более того не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!" Но нет, не прорвался нарыв, не вырвался Раскольников из силков своей дьявольской идеи. "Предопределение судьбы" привело его на Сенную ллощадь, где услышал Раскольников, что завтра в семь часов вечера старуха-процентщица будет одна.

Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы и все сопровождавшее его, показывает, что, уверенный в своей идее, Раскольников совсем не уверен в том, что сможет реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его тело: "Он вошел к себе, как приговоренный к смерти...Всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно™". 354

А непосредственно в сцене убийства Раскольников ударил топором не только по старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и Лизавету — ту самую "униженную и оскорбленную", ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.

С этого времени в душе Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать ту свободу, к которой он так стремился. Ощущение превосходства над всеми так и не приводит к желаемому.

Все последующее пора Раскольников анализирует результат своего жестокого опыта, лихорадочно оценивая свою способность "преступить". Но автор подводит своего героя к непреложной и страшной истине: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не добился - "не переступил, на этой стороне остался", оказался человеком обыкновенным, "тварью дрожащей". "Те люди (настоящие-то властелины) вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе тот самый шаг", - окончательный результат, подведенный Раскольниковым на каторге.

Автор в своем романе сильно рисует отношения главного героя с окружающими его людьми. Это также способствует разгадке его тайны. Так, Достоевский вводит образ Сони Мармеладовой, который играет важнейшую роль в романе. Именно она олицетворяет правду писателя. Любовь к ближнему (особенно сильно это проявляется в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор теории.

Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.

Самым главным обвинением теории Родиона Раскольникова является сопоставление преступления героя с "преступлением" Сони. Отчаявшаяся леди, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь _чужим детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение. Но, переступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что поставленная проблема ее святая — помочь детям. В отличие от нее, Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горесть и страдание себе и любимым людям. Сухому, логическому мышлению Родиона противопоставлены столь милая писателю способность сильно чувствовать, переживать. Сонечка Мармеладова - это образ кротости, терпения, самоотвержения. Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла понять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи, "А жить-то, существовать как будешь?.. Ну как же без человека-то прожить?" — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное — любовью, Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

Несостоятельность идеи Раскольникова Достоевский подчеркивает также, вводя образ Порфирия Петровича, являющегося своеобразным двойником Родиона Романовича. Дело в том, что следователь, "переболевший" этой же "болезнью" в молодости, в данный момент "с высоты спокойствия величавого" "излечивает" и направляет на путь подлинный молодого и бунтующего Раскольникова.

Достоевский вкладывает в уста Порфирия Петровича собственные мысли, использует его, чтобы "загнать в угол" главного героя, умно, иронично высмеять его философию. Следователь с насмешкой спрашивает, как же отличить "необыкновенных" от "обыкновенных"? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут "устранять все препятствия"? Но ответ на тот самый вопрос, поставленный в середине романа, будет дан только в эпилоге романа, в символическом сне романа. Пока автор с помощью своего героя (следователя) расставляет сети, чтобы обосновать очевидность заблуждений Раскольникова.

Еще один альтернативный путь последователя теории вседозволенности Достоевский показывает на примере Аркадия Ивановича Свидригай-лова, который может завести в тупик.

Свидригайлов, зная, кто убил старуху-процентщицу, говорит Расколь-никову: "Мы с вами одного поля ягоды". Ведь Сзидригайлов тоже считает, "что единичное злодейство позволительно, если конечная поставленная проблема хороша". Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознавать свое заблуждение, поскольку в глубине души его вечно жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлова же автор представляет читателю как человека, совершившего массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестием, между добром и злом. Негативное отношение Достоевского к Аркадию Ивановичу передается и Рас-кольникову. Свидригайлов ненавистен Родиону, так как своими преследованиями оскорбил его сестру Дуню. Для главного героя Аркадий Иванович становится символом насилия, притеснения слабых.

Достоевский, как в кривом зеркале, отражает идеал "сильной личности" в Свидригайлове, уверенном в том, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. В образе этого героя видится воплощение "идеи" Раскольникова в ее законченном виде: с утверждением права на кровь, с циничным отношением ко всем и всему, воинствующим эгоизмом и оправданием любой подлости правом сильного. Уродство поведения Свидригайлова наглядно показывает тот финал, к которому приходит любой, кто исповедует поклонение порочной воле.

Итак, подводя результат, можно высказать, что в образе своего главного героя автор казнит отрицание самоценности человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны.

Все, более того самые идеальные, мерила добра, правды и разума меркнут перед величием и значительностью самой реальности человеческого существа, перед его духовностью.

загрузка...




Вы прочли сочинение Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского









Поиск по сочинениям
 



Скачать принципиальные электрические схемы . Электроника, радиосхемы, схема устройства

Полезно
загрузка...

Сайт «Мир сочинений» – это сочинения про и на разные темы, литература сочинение класс, русский язык сочинение, скачать сочинение, сочинение описание, школьное сочинение, сочинения 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс, собрание сочинений, сочинение рассуждение, сочинение образ, свободные сочинения, сочинения по литературе, бесплатно скачать сочинение, краткие лучшие сочинения, сочинения рефераты, примеры сочинений и многое другое!